Если вы не собираетесь ставить машину на прикол, то заняться аккумуляторной батареей надо прямо сейчас. Пусть вас не вводит в заблуждение уверенная работа аккумулятора летом. К сожалению, многие водители вспоминают об АКБ лишь в первые, серьезные холода, когда окончательно замучают батарею неудачными попытками запуска двигателя — длительные разряды (свыше 20 секунд) большими токами приводят к оплыванию пластин.
Первым делом очистите от грязи корпус, крышку и вентиляционные отверстия батареи, затем протрите поверхность АКБ слабым (10%) раствором нашатырного спирта. Налет с клемм и полюсных выводов удаляется теплой водой, окисная пленка — мелкозернистой шкуркой. (При установке батареи на место не забудьте крепко затянуть болты и смазать снаружи клеммы и выводы "литолом".)
Несущественные сколы и маленькие трещины пластмассового корпуса или крышки можно ликвидировать самостоятельно с помощью паяльника. Серьезные повреждения требуют участия специалистов.
Следующий этап — определение уровня заряженности батареи и состояния ее отдельных банок. Здесь не обойтись без приборов — как минимум, потребуется нагрузочная вилка. Поэтому дальнейшие манипуляции с аккумулятором следует доверить профессионалам.
В специализированной фирме вам проверят электрические параметры АКБ, доведут их до нормы (если, конечно, батарея пригодна к дальнейшей эксплуатации), а заодно и обследуют электрооборудование автомобиля. Не экономьте на этой процедуре. Неисправное реле испортит самый дорогой аккумулятор за считанные дни.
Теперь аккумуляторная батарея у вас полностью готова к зиме. Помогайте ей сохранять "хорошую форму".
Зимний пуск двигателя облегчает применение моторных масел с низкой вязкостью. Чем быстрее заработает мотор, тем меньше нагрузки на батарею.
На холоде электрохимические процессы в АКБ замедляются, и емкость батареи становится гораздо меньше номинальной. Перед ответственной поездкой поставьте аккумулятор на несколько часов в тепло. На стоянке или в неотапливаемом гараже не лишне укутать аккумулятор на ночь — электролит остывает медленнее окружающего воздуха. Перед пуском двигателя помигайте дальним светом — батарея должна "проснуться".
Подзаряжать аккумуляторную батарею, даже малообслуживаемую, зимой следует ежемесячно. Плотность электролита контролируйте еженедельно. Норма — 1,27-1,28 г/куб. см. Дистиллированную воду в случае необходимости доливайте непосредственно перед началом движения, иначе она замерзнет. Кстати, о плотности электролита. Некоторые автомобильные издания в зимнее время советуют повышать ее до 1,30 г/куб.см. Действительно, АКБ станет работать в холода более уверенно. Однако срок службы батареи сократится.
А теперь рекомендация, которую многие автомобилисты сочтут недостойной. Не советуем вам использовать ваш аккумулятор в качестве "зажигалки" для другой машины. В момент "прикуривания" батарея испытывает экстремальные нагрузки, явно не идущие ей на пользу. Готовить батарею к зиме следует и тем, кто не собирается эксплуатировать автомобиль в самый суровый сезон.
Полностью заряженный аккумулятор хранят на холоде — при отрицательных температурах саморазряд снижается. Однако в сильные морозы недозаряженная АКБ может пострадать. Электролит плотностью 1,22 г/куб. см (примерно 60% заряженности от нормы) замерзает при -38оС.
Для хранения батареи сроком свыше полугода из нее выливают электролит и наполняют пассивирующим раствором борной кислоты.