К омпания Nissan заявила о старте работ над первыми в мире твердооксидными топливными элементами (SOFC), предназначенными для автомобилей и работающими на этаноле. В других отраслях такая разновидность электрохимических устройств давно известна. Системы на базе SOFC применяются как стационарные генераторы электричества. У них есть своя специфика. Твёрдый электролит (особая керамика) здесь работает при очень высокой температуре (700–1000 градусов по Цельсию), что создаёт определённые проблемы конструктивного характера. Зато ячейки SOFC не нуждаются в дорогой платине и при некоторых условиях способны работать на различных видах топлива.
Основные части автомобиля на SOFC. Преимуществами схемы разработчики считают быстроту заправки и отсутствие необходимости радикальной смены инфраструктуры (в ряде стран спирт много лет широко применяется как автомобильное топливо, обычно в смеси с бензином). Концентрированный раствор спирта несравненно проще хранить, чем водород.
В Ниссане добавили в проект одну тонкость. Их блок SOFC потребляет водород, но полученный прямо на борту специальным риформером из этанола (чистого либо смешанного с водой). В результате по такой схеме можно создать машину, питающуюся спиртом, чистую и бесшумную, как электромобиль. Запас хода подобной легковушки легко может превышать 600 км. А если в роли горючего применить биоэтанол, получаемый из сахарного тростника и кукурузы, то автомобиль получится углеродонейтральным: сколько CO2 отправится в атмосферу в процессе его работы, столько же ранее будет поглощено растениями во время их роста. Неслучайно эту систему японцы назвали е-Bio Fuel-Cell. О сроках создания легковушки с такой установкой авторы пока ничего не сказали.
История
В 1999 году ниссановцы построили универсал R’nessa с бортовым риформером метанола. А в 2001-м в Калифорнии стартовали дорожные тесты водородного паркетника Xterra FCEV с классическими топливными элементами.
Компания Nissan нам больше известна как один из лидеров в развитии электромобилей, однако и тема топливных элементов ей близка. Работы в этой области фирма начала ещё в 1996 году. Причём то были не только топливные ячейки, питающиеся водородом напрямую из баллонов. Над вариантом с преобразованием спирта в водород на борту машины конструкторы трудились с самого начала.
В 2002 году был создан кроссовер X-Trail FCEV (с топливными элементами американской фирмы UTC Fuel Cells), который в 2003-м пошёл в лизинг, хотя число таких машин было невелико.
Кроме лизинга, несколько экземпляров модели X-Trail FCEV были поставлены в префектуру Канагава и муниципалитет Иокогамы. В 2005 году эта модель получила усовершенствованные топливные элементы, разработанные уже в Ниссане, а баллоны с водородом заменили — давление газа выросло с 350 до 700 атмосфер. В 2007-м паркетник X-Trail FCEV впервые в мире был отправлен в парк машин, сдающихся в аренду с водителем (на фирму Kanagawa Toshi Kotsu). Потом были и другие проекты в данной сфере.
Источник Драйв.ру